Ох, нелегкая это работа - искать работу! Конкуренция на рынке труда набирает обороты. Победителем станет тот, кто сумеет выделиться из толпы претендентов. Возможно, вы талантливее всех на свете,но пока... Очень многое зависит от первого впечатления, которое вы произведете на потенциального работодателя по телефону.
Отыскав в газете подходящие объявления о работе, не спешите хвататься за телефон. "Неправильный" звонок способен испортить все дело. Чтобы сберечь время, нервы и не потерять веру в удачу, первый шаг следует предпринимать после некоторой подготовки.
Во-первых, убедитесь, настолько ваши личные возможности и амбиции соответствуют требованиям потенциального работодателя. К сожалению, редкое объявление дает сколько-нибудь четкое представление о характере предстоящей работы. Большинство текстов содержат стандартный набор из "в/о", "ПК", "свободного английского", "опыта работы" и "возраста до 40 лет". Даже если вам уже за сорок пять, не вычеркивайте такие объявления сразу. Не исключено, что несоответствие каким-то пунктам отнють не станет непреодолимам препятствием: имеющиеся у вас "недостатки" просто затеряются на фоне профессиональных достоинств.
Во-вторых, морально подготовьтесь к отказу. Поскольку предложение рабочей силы сегодня значительно превышает спрос, то даже предварительный результат - приглашение на собеседование или согласие ознакомиться с вашим резюме - последует лишь в одном-двух случаях из десяти. Но что такое непоправимое произойдет в случае отказа? Не получите работы? У вас ее и так нет. А на этой, в конце концов, свет клином не сошелся.
В-третьих, среднестатическое число отказов можно изменить, если играть по правилам, блюсти телефонный этикет и использовать кое-какие спецэфекты.
Выходить на связь с работодателем следует только в той форме, которая указана в объявлении. Коль скоро предлагается направить резюме по факсу или электронной почтой (e-mail), не пытайтесь всеми способами отыскать заветный номер телефона, чтобы обойти конкурентов. Подобная предприимчивость вряд ли произведет положительное впечатление. Скорее, ее сочтут нахальством.
Если объявление не регламентирует время телефонных звонков "от" и "до", лучше использовать стандартно-присутственное - примерно с десяти до пяти часов.Оптимальный вариант - где-то в середине рабочего дня.
Перед тем как звонить, положите рядом свои документы, резюме. Телефонный собеседник может поинтересоваться подробностями вашей биографии. Заранее отрепетируйте краткий рассказ о себе. Специалисты кадровых служб считают: ваша телефонная самореклама должна уложиться в 10-25 секунд.
Теперь о технологии звонка.
Убедившись, что попали куда нужно, сообщите: вы по объявлению о работе. Непременно назовите должность, на которую претендуете, и поинтересуйтесь, с кем можно поговорить по этому вопросу. Заниматься подбором персонала могут разные люди - от началиника отдела кадров до заведующего складом. Входящие звонки чаще всего рассортировывает секретарь, и на этой стадии разговора подробно представляться нет необходимости.
Дальнейшие события могут развиваться по двум сценариям: либо вас соединят с нужным сотрудником, либо того не окажется на месте. В первом случае поздоровайтесь еще раз, изложите суть дела и представьтесь. Действовать надо именно в такой последовательности: собеседник не может знать, зачем вы звоните, и ваше имя для него ничего не значит. Попытки лихорадочно сообразить, кто вы, способны подсознательно спровоцировать недовольство и настроить против вас. Да и незнакомое имя, названное в начале беседы, чаще всего сразу забывается.
Допустим, нужного сотрудника не оказалось на месте или он не имеет возможности с вами сейчас говорить. Поинтересуйтесь, когда его можно застать, и попросите разрешения позвонить еще раз. Оставлять свои координаты не стоит: их могут не передать или до вас не дозвонятся. Трудоустройство - дело слишком серьезное, чтобы вверять его случаю. Если разговор переносится, спросите, когда собеседник может уделить вам время. И потом будьте исключительно точны. Вам сказали, чтобы вы позвонили в четырнадцать часов тридцать три минуты с четвертью? Значит, пусть с помощью секундомера, но сделайте так, чтобы ваш звонок раздался именно в эту секунду!
Формулируйте свое предложение предельно четко и конкретно. Помните: у вас не более двадцати пяти секунд.
Иногда для приема сообщений соискателей используется автоответчик. Увы, некоторые теряются и не могут внятно объяснить "машине" суть проблемы. Но вы ведь к ним не относитесь, правда? Вот примерная схема сообщения, которую принято в таких случаях использовать: "Здравствуйте, я такой-то, звоню по поводу должности офис-менеджера. Попытаюсь связаться с вами во вторник в первой половине дня. Заранее благодарю за уделенное мне время." Попав на тот же автоответчик во второй раз, напомните, что вы уже звонили, и снова объясните, по какому вопросу. Ну а если все попытки прорваться к нужному сотруднику разбиваются все о ту же технику - переходите к другим объявлениям. Очевидно, в этой фирме не умеют и не хотат работать с людьми.
Рассмотрим удачный вариант: вы дозвонилимь до нужного человека. Итак...
А теперь немного о спецэффектах, помогающих склонить чашу весов в свою пользу и мягко побуждающих собеседника сказать "да".