Если женщина два часа торчит перед зеркалом, думаете, она собирается
на свидание? Увы, нет. Наверняка идет устраиваться на работу…
В этот день все остальное отступает на второй план, в голове
вертится лишь один вопрос: как "прямо с порога" очаровать сотрудника
или, что еще труднее, сотрудницу отдела кадров? Но это еще полбеды.
Надо суметь продержаться на "ринге вакансий" следующие 15-20
минут.
Хотя кадровик теоретически не имеет права испытывать к кандидатам
ни симпатий, ни антипатий, собеседование всегда - борьба двух
личностей. С той только разницей, что для одной личности это
просто рядовой рабочий момент, а для другой - событие, от исхода
которого часто зависит дальнейшая жизнь.
Много умных и хороших слов было сказано и написано о том, что
обтягивающие джинсы и узенький топ - идеальная одежда... если
ты претендуешь на место в кордебалете. Обилие макияжа, отсутствие
бюстгальтера и ногти вампира хорошо смотрятся на официантке в
мужском закрытом клубе. Во всех остальных случаях всетаки лучше
придерживаться строгого делового стиля. Надеюсь, ты уже вышла
из той категории женщин, которым нужно напоминать о недопустимости
обгрызанных ногтей и стоптанных туфель даже у кандидатки на должность
уборщицы.
Но ведь ты не претендуешь на должность манекена в витрине? Значит,
кроме внешности стоит обратить внимание и на маленькие секреты
поведения на собеседовании, которые помогут тебе добиться успеха.
Перед началом
-
Не забудь прихватить с собой блокнот и ручку, чтобы потом не
побираться: "Листочек не одолжите?" Неподготовленность к встрече
может быть истолкована как свойственная тебе безалаберность.
-
Не бери с собой сигареты. Если положишь пачку сигарет в сумочку,
то в такой волнующий момент, как собеседование, можешь забыться
и попросить разрешения закурить. И тебе разрешат... Но нет зрелища
хуже, чем уютно расположившаяся в кресле особа с сигареткой в
изящно оттопыренных пальчиках, которая выписывает рукой в воздухе
дымные кренделя.
-
Лучше не опаздывать. Но если ты опоздала, не оправдывайся, как
школьница, и не переходи в наступление: "Ваш офис находится в
такой дыре, что я едва добралась сюда из центра..."
"Присаживайтесь... "
-
Если при входе в кабинет ты не услышала любезного "Присаживайтесь!",
можешь сесть по собственному почину, пользуясь привилегией женщины.
Бедняга-кадровик, наверно, заработался и позабыл о правилах приличия...
-
Не садись на краешек стула, как садятся музыканты к роялю. Такая
поза выдает твою неуверенность. Но и не разваливайся, словно
у себя дома. Ты же не хочешь, чтобы тебя сочли наглой?
Жесты
-
Пару слов о жестах. Не следует жестикулировать слишком бурно
и нервно. Судорожное копание в сумочке производит тягостное впечатление.
Также не стоит теребить волосы, "чиркать" ногтями по столу и
вертеть все, что попадется под руку. Но несколько выразительных
жестов, безусловно, придадут тебе вес. Говоря о важных для тебя
вещах, соедини пальцы и пару раз энергично качни рукой вверх-вниз
(с небольшой амплитудой) чуть ниже уровня своего подбородка,
словно подчеркивая каждый пункт твоего сообщения. Это сконцентрирует
внимание собеседника.
-
Куда девать руки?! Нельзя зажимать их между коленями, гордо скрещивать
на груди или судорожно вцепляться пальцами в подлокотники. Все
это выдаст твою неуверенность и скованность. Ты - дама? Так и
пристрой свои изящные ручки к дамской сумочке, которая будет
хорошо смотреться у тебя на коленях. Спасет также блокнот, ребром
которого можно изящно постукивать о ладонь другой руки. Словом,
найди своим рукам достойное применение!
-
Кадровики просто обожают, когда их слушают. Чтобы показать, что
ты - вся внимание, сделай умное лицо и добавь характерные жесты.
Например, сложи руки "домиком" перед грудью или приставь вытянутый
указательный палец к мочке уха. Можно слегка податься вперед,
только следи, чтобы твоя грудь не легла на стол - эффект будет
прямо противоположный.
Куда смотреть
-
Самое интересное, что глаза тоже надо куда-то девать. Многие
терпеть не могут, когда на них смотрят в упор и пристально. Но
ведь нельзя бесконечно таращиться в пол или в окно, разговаривая
с сидящим перед тобой человеком. Золотое решение - сфокусировать
свой взгляд не на зрачках, а где-то на переносице или между глазами
и подбородком беседующего с тобой сотрудника.
-
Конечно, тебе безумно хочется знать, что там за тайное досье
на тебя лежит перед кадровиком. И что за загогулинки он там вырисовывает...
Вытягивать шею или налегать на стол, чтобы заглянуть в бумаги,
- бесполезно. Все равно ничего не поймешь. А вот кадровика разозлишь.
Беседа
-
Пусть разговор начнет хозяин кабинета. И пусть он останется ведущим
- это удовлетворит его амбиции, и он будет более благосклонным.
Можешь слегка дополнить высказывания кадровика, если хочешь выразить
согласие с его мнением или дать понять, что уже знакома с данным
вопросом. Не обрушивай на него шквал непринужденной болтовни,
словно ты - будущий столп фирмы.
-
Не повышай голоса, даже если в комнате стоит гвалт. Но и не переходи
на доверительный полушепот. Ровный голос, уверенная интонация
свойственны человеку, знающему себе цену и реально представляющему
свои шансы. Не перебивай собеседника ни при каких обстоятельствах!
-
Отвечай на вопросы кратко - излишняя информация может быть обращена
против тебя. Тут кадровик мало чем отличается от следователя...
И вообще, сдержанность и немногословность соответствуют имиджу
деловой женщины.
-
Не пытайся доказать собеседнику, что ты достигла совершенства.
Вряд ли он так глуп, чтобы поверить, что перед ним - всезнайка.
Но и не устраивай акт покаяния. Просто заметь, что кое-где, кое
в чем у тебя порой наблюдаются кое-какие пробелы и недостаток
опыта. И ты уверена, что на новом месте работы быстро восполнишь
их.
-
Кадровик врать умеет. Естественно, он будет расхваливать свою
фирму и умолчит, к примеру, о недавних финансовых затруднениях.
Не пытайся вывести его на чистую воду. Знаешь, что бывает с теми,
кто слишком много знает? То-то и оно! Суди сама, понравится ли
кадровику, проработавшему в фирме несколько лет, что ты, едва
появившись в ее стенах, даешь ему понять, что владеешь в полной
мере всей информацией о фирме. Это сразу разведет вас по разные
стороны баррикад.
-
Лей бальзам на душу кадровика - хвали фирму. Но удержись от оценок
ее деятельности! Не тебе судить, как поступать руководству в
той или иной ситуации. Тем более, не следует на собеседовании
вносить предложения по улучшению работы компании, например, по
расширению рынка сбыта. Ты пока никто, и советы из твоих уст
будут расценены как оскорбление.
-
Не поддавайся на провокации. Есть специалисты, которые нарочно
ведут беседу в расчете на стрессовое состояние кандидата - задают
невыгодные вопросы, стараются поддеть. Держись достойно, не переходи
к ответным выпадам. Твоя выдержка тебя великолепно характеризует!
-
Активность можно проявлять во второй части беседы. Разомлевший
кадровик будет невероятно разочарован, если ты, как послушная
девочка, до конца будешь только отвечать на вопросы и ничем не
интересоваться: ни судьбой своего предшественника, ни структурой
фирмы и т.д. Запомни, снижение активности в беседе снижает уровень
симпатии.
Завершение
-
Ты получила-таки выгодное предложение о сотрудничестве! Стоп.
Щенячью радость задуши в зародыше, не давай своего немедленного
согласия и не настаивай тут же на заключении контракта. Возьми
2-3 дня на обдумывание. Не пристало деловой и уверенной в себе
даме кидаться на "приманку".
-
Увы! Ты чувствуешь, что должность тебе "не светит". Не ерзай
на стуле в нетерпении закончить беседу, не "закругляй" разговор
самостоятельно - жди сигнала с другой стороны. Дело в том, что
после того, как тебе откажут именно в этой работе, может последовать
иное предложение. Может, по ходу беседы ты чем-то заинтересовала
работодателя? А если ты поставишь финальную точку по своей инициативе,
дополнительного предложения просто не дождешься.
Удачи!
Отказ в работе - не повод для депрессии. Наоборот, ты приобрела
бесценный опыт. Проанализируй свои удачи и ошибки, отрепетируй
особенно опасные моменты собеседования - и снова вперед. Удачи!