Улыбаться... А зачем?

Мои друзья


Когда мы чувствуем себя свободными? В тот момент, когда говорим в лицо собеседнику свою резкую правду? Или, наоборот, когда молчим, полагая, что свободный человек должен дать окружающим право делать то, что они считают нужным?

Помните, как в Россию пришел Карнеги? Массовый психоз: пассажиры метро, продавцы супермаркетов, бабушки, исполнявшие роль секьюрити при входе в небогатые офисы и банки - все читали его книжку "Как завоевывать друзей".

Теория доброжелательного американского классика несложна в применении. В России в свое время такую методику уже рекомендовали: неглупый юноша Молчалин - охваченному "мильоном терзаний" Чацкому, а также гибкий позвоночником Глумов - самому себе. В русском языке последователь Карнеги называется "подлиза".

Похоже, Карнеги сконцентрировал комический опыт наших родных российских подлиз в своем хладнокровном и бесконфликтном герое. В сочетании с сервильностью (тем самым настроем, когда и служить рад, и выслуживаться не тошно) у него есть и умение обратить неприятные черты окружающих себе на пользу. Он старается не портить жизнь людям, а в первую очередь - себе любимому.

Но... Беспрерывный контроль над ситуацией и собой страшно утомляет. Тем более что некоторые советы Карнеги не что иное, как настоящие кандалы: "Говорите с человеком о том, чего он хочет или о нем самом", "Имя человека - самый важный для него звук", "Поощряйте других говорить о самом себе", "Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности", "Улыбайтесь". Если все время предаваться такому светскому общению, то жить-то когда? И, главное, как жить, если с тобой настоящим никто не знаком, и ты уверен, что никому не интересен?

Поняв, что теория Карнеги - это тиски, удавка, сбруя и шоры для человеческой природы, в начале 50-х годов против нее поднял свой протест Эверетт Шостром. Он так и назвал свой труд: "Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор".

Следуя учению Карнеги, предупреждал Шостром, вы сужаете ваши действия и взгляды, поскольку вынуждены избегать риска: манипулятор ведь не должен сознаваться, что затянувшийся контакт на самом деле невыносим. Конечно, терпеливо внимать собеседнику, упоенно описывающему перенесенную операцию аппендицита, и мечтать, чтобы его еще и инсульт хватил, - небольшое удовольствие.

Возможно, соблюдение всего объема светских условностей и создаст вам репутацию человека, приятного во всех отношениях. Но подумайте сами: можно ли быть приятным во всех отношениях? Своего героя Шостром назвал "актуализатором". Актуализатор понимает, что каждый шаг навстречу новому человеку, чувству или факту - рискованный. Но, принимая такую "жизнь с азартом", он избавляется от основного невроза манипулятора: "А вдруг я не понравлюсь этому незнакомцу, и он меня обидит?" Шостром полагал, что основные эмоции общения - гнев, обида, страх, доверие и любовь. К последним двум приходят через отрицательные ощущения. Ссоры и депрессии - "та наждачная бумага, которой люди иногда царапают друг друга", в процессе притирки изливая раздражение и усталость, но не доводя себя до взрыва и раздвоения личности, которые грозят манипулятору.

Актуализатор отдает себе отчет в том, что не все в мире ему подходит и не всем подходит он сам. "Кому не знакомо чувство, когда мы отказываемся, например, идти на вечер, который нам неинтересен, или когда уклоняемся от разговора с человеком, который нам неприятен. Нам неловко, что мы не соблюдаем правил светского общения, и в то же время у каждого нормального человека периодически возникает сильнейшее нежелание вообще выходить из дома", - писал Шостром. В этом состоянии, по мнению создателя "Анти-Карнеги", человек вправе спокойно и открыто выразить свое нежелание куда-то тащиться, с кем-то общаться и улыбаться, улыбаться, улыбаться без конца… Только такое неотъемлемое право самому распоряжаться своим временем, выражением лица, общением дает свободу истинному актуализатору.

Действительно, с Эвереттом Шостромом трудно не согласиться. Но согласившись, надо учесть некоторые особенности, которым подвержены именно мы, славяне (за что и получили, похоже, характеристику "народа с загадочной душой"). Мы натуры пылкие, легко впадающие в полярные состояния: восторженного обожания и безграничного отчаяния. В последнем случае нас гнетет тоска и давит депрессия. Что ж, никто не вправе отнимать у человека его уныние. Но дело, видимо, не в самом отказе от общения, а в форме этого отказа. Если вообще ликвидировать чувство неловкости за собственную грубость, можно усвоить очень несимпатичную форму поведения. Репутация невежи и самовлюбленного болвана не украсит жизнь даже очень свободного, успешного и талантливого человека. Когда достигшая высокого положения особа грубо-надменно отказывается от разговора или хотя бы любезно-безразличной улыбки "в объектив", ее поведение кажется непрофессиональным. Ну и шел бы в лесники: там твоя нелюдимость в самый раз! Впрочем, так же неприятна вдохновенно исполняющая роль босса мелкая сошка.

Что выбрать? Как найти золотую середину между Карнеги и Шостромом, между манипулятором и актуализатором? Как почувствовать себя по-настоящему свободным человеком?

Наверное, можно делать что-то типа коктейля из разных рекомендаций психологов-социологов, чтобы не производить впечатления упертого дурака. Наверное, можно достичь большого мастерства в усовершенствовании рецептуры такого коктейля.

Но самая дорогая свобода - та, что приходит вместе с мудростью. Если разобраться, другой свободы просто нет и другого пути к ней, кроме как дорогой проб и ошибок, тоже нет. Но и эта дорога вместит всех идущих.


При полном или частичном использовании материала, ссылка на сайт обязательна.
Создание и поддержка 78TARO.RU (2006 - 2024 г.)